5.7 Философия

5.7.1 Онтология и теория познания

3года обучения
Очная форма обучения
Количество мест
(по направлению подготовки):
Бюджетных – 1
Платных – 8
Стоимость обучения
за первый семестр на контракте
110,2 тыс. руб

Дисциплина содержит анализ актуальных для онтологии и теории познания проблем, обзор современных онтологических и эпистемологических концепций и подходов в фокусе философской рефлексии. Проблемный подход и акцент на актуальных проблемах формирует у слушателей систему знаний в области онтологии и теории познания и показывает перспективы их влияния на социальные структуры, окружающую человека природную среду и самого человека.

Описание программы

Включает следующие направления исследований:

  • Закономерности формирования и развития онтологии и теории познания.
  • Методологические функции онтологии и теории познания в развитии современной науки и техники, в процессах творчества в различных сферах деятельности.
  • Изменение соотношения онтологии, эпистемологии (гносеологии) и методологии познания с прогрессом научно-философского миропонимания и разработкой философско-методологических и социальных оснований современной науки и техники.
  • Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критерии; соотношение объективной, субъективной, актуальной и виртуальной реальности.
  • Современное понимание субстанциональности; субстанция и ее атрибуты (акциденции), системная и структурная организация субстанции, формы движения и энергии в мире, абстрактные сущности и реальные объекты.
  • Различные трактовки бытия и сущего в философии
  • Материальное, духовное и идеальное в природных и социальных явлениях; формы идеализации и абстрагирования в науках и компьютерное представление идеализированных моделей. Особенности деятельностного подхода к познанию.
  • Современное понимание субстанциальной организации мира.
  • Взаимоотношение структурных уровней субстанции в микро-, макро- и мегамире, законов системной организации на разных уровнях.
  • Современные методы теоретического обоснования концепции бесконечности мира.
  • Онтология пространства и времени, их всеобщих и локальных свойств, а также модификации этих свойств в микромире и мегамире, в биологических и социальных системах.
  • Формы самоорганизации и развития субстанции, возникновения жизни во Вселенной с учетом достижений астрофизики, синергетики, теории систем, биохимической эволюции и концепции внеземных цивилизаций, развития биосферы и формирования ноосферы.
  • Системный характер различных форм развития в мире, их специфических законов в неорганической и живой природе, а также в обществе, особенностей и результатов развития на разных структурных уровнях.
  • Соотношение восходящих и нисходящих форм развития в мире, их различных направлений, внутренних законов, движущих факторов и внешних условий их реализации.
  • Основные формы и законы детерминации в развитии систем; взаимоотношение причинной, структурной, системной, функциональной, информационной и других форм детерминации, динамических и вероятностно-статистических законов.
  • Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и эпистемологии, в процессах дифференциации и интеграции фундаментальных и прикладных наук.
  • Проблема унификации категориального языка и смысла общенаучных понятий в связи с интеграцией и дифференциацией наук, компьютеризацией исследований и формированием новых искусственных языков и программных ориентаций.
  • Методологическая роль научной онтологии и эпистемологии в разработке философских оснований современной науки, техники и технологии, а также в интеграции различных философских дисциплин и направлений.
  • Теоретический анализ новых онтологических и эпистемологических концепций в модернизированной теологии, экзистенциальной философии, в вариациях телеологии и эсхатологии.
  • Новые подходы в решении проблем познаваемости мира, его доступных и недоступных областей, в осуществлении преемственности, объективности и адекватности знания, его расширяющихся практических применений и используемых когнитивных практик.
  • Уровни информационной деятельности мозга, сознания и познавательно-регулятивных систем человека, их онтогенез, филогенез и изменение в жизненных циклах.
  • Онтология сознания.  Проблема сознание-тело.
  • Онтология духовного мира.
  • Сознание, язык и вещи.
  • Проблема бессознательного и подсознательного в познании в соотношении с осознанным мышлением, оперативной и потенциальной памятью, вербальными и невербальными формами мышления.
  • Современное понимание интуиции и ее связи с формализованными типами доказательства, видами интуитивного творчества и продуктивного воображения.
  • Эпистемологические и технические проблемы разработки искусственного интеллекта, совершенствования информационно-интеллектуальных систем в локальных и глобальных масштабах.
  • Научные критерии рациональности в оппозиции с нерациональными и иррационально-мистическими концепциями; историческая эволюция форм и реальности и их перспективы.
  • Современное понимание соотношения эмпирического и теоретического уровней знания, их взаимовлияния, теоретического обоснования сложных экспериментов и наблюдений, а также объяснения эмпирических факторов.
  • Закономерности и этапы формирования научных теорий, их обоснования и расширения сфер применимости; изменение критериев истинности, адекватности и практической результативности теорий, их преемственности в последовательном приближении к действительности.
  • Скептицизм и познаваемость мира, проблема релятивизма в современной эпистемологии.
  • Онтологический статус философской и научной веры.
  • Современная эпистемология гуманитарного знания.
  • Современные формы наблюдательных, экспериментальных и производственно-технических исследований на основе компьютерного моделирования в последовательных приближениях к решению теоретических и практических проблем.
  • Взаимоотношение старых и новых теорий в развитии, степень их преемственности и соответствия, последовательного обобщения и обоснования в эволюционном развитии и в содержании научных революций. 29. Закономерности, движущие силы и возможные пределы дифференциации и интеграции наук; перспективы методологической интеграции через развитие онтологических и гносеологических оснований наук, развитие информационных социальных систем.
  • Проблемы отбора объективно ценной и устаревающей информации, повышения информационной емкости теорий, последовательного обоснования и функционального обобщения их законов и принципов.
  • Специфика критериев истинности знания в естественных, гуманитарных, социальных и технических науках, соотношение истины, ценности и практической эффективности знания, правдоподобного, вероятного и достоверного объяснения сложных процессов и систем.
  • Механизмы и последовательные этапы творчества в достижении принципиально новых решений в науке, технике и в искусстве; соотношение художественного творчества в литературе и различных жанрах искусства.
  • Методология прогнозирования неизвестных и будущих явлений, разработки поэтапных прогнозов, планов и программ через отбор альтернативных и наиболее оптимальных вариантов развития.
  • Соотношение философских, общенаучных и практических методов познания и творчества, их прогресс и интеграция в системно-структурные исследования.
  • Специфика индивидуального, коллективного и социального познания и творчества в современную эпоху; изменение субъекта познания во взаимоотношении со все усложняющимися объектами и процессами.
  • Теоретический анализ современных зарубежных концепций эпистемологии.
  • Перспективы развития и взаимного обогащения онтологии, эпистемологии и методологии познания в прогрессе науки и техники, а также средств информационного обеспечения.
  • Социальная онтология исторического развития и общественного функционирования. Онтологические основания социальных детерминаций и трансформаций.
  • Диалог когнитивных практик.
Основные дисциплины
Подать документы

Научные руководители

Отзывы выпускников и студентов

Выпускник ФКТИ Владислав Угрюмов:

Здесь учат думать иначе, искать проблемы и предлагать их решения.

Выпускница ИНПРОТЕХ Дарья Прядко:

ЛЭТИ предоставляет большие возможности, главное – изъявить желание.

Выпускник ФЭА Артем Мельников:

ЛЭТИ дал мне опыт решения нестандартных задач, накопленный поколениями ученых.

Выпускник ФКТИ Артем Глущенко:

Я рад, что мне удалось поступить на направление, которое тесно связано с моими интересами.

Выпускник ФИБС Роман Мышко:

ЛЭТИ предоставляет все необходимые возможности тем, кто хочет учиться.

Выпускник ФЭЛ Семен Хахулин:

Я увидел ЛЭТИ и понял – это любовь с первого взгляда.

Выпускник ИНПРОТЕХ Кирилл Хорев:

ЛЭТИ помог расширить внутренние границы и вырасти.

Выпускник ФКТИ Александр Шахов:

Моя маленькая мечта – передавать знания другим.

Выпускник ФЭА Юрий Шанин:

ЛЭТИ заразил меня чаянием к бесконечным знаниям.

Выпускница ГФ Ульяна Савченко:

ЛЭТИ познакомил меня с людьми, которые мотивируют, вдохновляют, поддерживают.

Выпускник ФИБС Евгений Купчинский:

ЛЭТИ научил разбираться в людях и четко распределять свое время.

Выпускница ФЭЛ Лана Богословская:

ЛЭТИ оформил мой интерес к познанию и научной деятельности.

Выпускница ФРТ Татьяна Самсонова:

ЛЭТИ дал, наверное, самый полезный урок – не бояться ошибок.

Выпускница ФЭЛ Татьяна Легкова:

Преподавательский состав показал мне, что наука может быть интересной.

Выпускница ФЭЛ Наталия Рощина:

Университет научил меня работать с информацией и структурно мыслить.

Выпускница ФЭА Екатерина Трусова:

Для меня ЛЭТИ – это одна большая семья.

Выпускник ФИБС Борис И:

Кафедра дала знания, друзей и возможности. Благодаря кафедре ЭУТ и её преподавательскому составу у меня появился интерес к науке.

Выпускник ФИБС Константин Сорокин:

Самыми полезными и важными для меня курсами были «Механика сплошных сред» и курс «Колебания и Волны».

Выпускница ФИБС Алина Манохина:

Кафедра не только открыла мне двери в мир знаний и науки, но и подарила и не менее увлекательную и интересную работу.

Выпускница ФИБС Полина Попова:

Я благодарна преподавателям за возможность быть уверенной в завтрашнем дне.

Выпускница ФИБС Марина Рыбина:

Прекрасный преподавательский состав кафедры ЭУТ сформировал интерес к специальности и к науке в общем.

Алексей Васильев

ЛЭТИ дал мне большой объем знаний, перспективные знакомства, возможность реализовать себя не только в учебе, но и в студенческой жизни.

Выпускник ФИБС Андрей Лутовинов:

Кафедра привила любовь к науке, исследованию и поиску ответов. Такой подход позволяет успешно находить решения во всех сферах жизни.

Выпускник ФИБС Сергей Вьюгинов:

Родная кафедра ЭУТ помогла определиться с выбором направления обучения, обеспечила фундаментальную подготовку.

Выпускница ФИБС Наталья Галичанина:

Знания, полученные на кафедре ЛИНС, являются тем фундаментом, на котором можно строить своё профессиональное будущее.