Вступительные испытания

Перечень вступительных испытаний для поступающих без ЕГЭ в бакалавриат СПбГЭТУ «ЛЭТИ»


Категории граждан, имеющих право на поступление по результатам вступительных испытаний:

Для поступающих на обучение на базе высшего образования проводятся общеобразовательные вступительные испытания.

Дети военнослужащих и сотрудников, за исключением военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, при приеме на места в пределах специальной квоты могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания (вне зависимости от того, участвовал ли поступающий в сдаче ЕГЭ).

то вам следует внимательно изучить всю необходимую информацию:

Программы вступительных испытаний

Абитуриент должен знать

  • Лексический материал: 700 единиц.
  • Грамматический материал.

Артикль (основные правила употребления). Множественное число существительных. Притяжательный падеж существительных. Местоимения (личные, притяжательные, указательные, неопределенные). Степени сравнения прилагательных и наречий. Оборот there is/there are. Система времен английского глагола действительного и страдательного залогов (Simple, Continuous, Per-fect). Неправильные глаголы. Согласование времен. Модальные глаголы. Формы на – ing. Инфинитив. Придаточные предложения (условные, дополнительные). Косвенный вопрос.

Абитуриент должен уметь

  • Читать без помощи словаря адаптированные тексты (страноведческие, художественной литературы). Понимание прочитанного проверяется письменным переводом.
  • Активно владеть наиболее употребительной грамматикой и знать базовую лексику в пределах лексико-грамматического материала школьной программы.

Абитуриент должен знать

Арифметика, Алгебра и начала анализа

  • Натуральные числа (N). Простые и составные числа. Делитель, кратное. Общий наибольший делитель. Общее наименьшее кратное.
  • Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
  • Целые числа (Z). Рациональные числа (Q), их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел.
  • Действительные числа (R), их представление в виде десятичных дробей.
  • Изображение чисел на прямой. Модуль действительного числа, его геометрический смысл.
  • Числовые выражения. Выражения с переменными. Арифметический корень.
  • Степень с натуральным и рациональным показателем. Арифметический корень.
  • Логарифмы, их свойства.
  • Одночлен и многочлен.
  • Многочлен с одной переменной. Корень многочлена на примере квадратного трехчлена.
  • Понятие функции. Способы задания функции. Область определения, множество значений функции. Функция, обратная данной.
  • График функции. Возрастание и убывание функции; периодичность, четность и нечетность.
  • Определение и основные свойства функции: линейной, квадратичной y=ax2+bx+c, степенной y=axa ( a R ), y=kx, показательной y=ax, a >0, логарифмической, тригонометрических функций ( y=sin x; y=cos x; y=tg x ).
  • Уравнение. Корни уравнения. Понятие о равносильных уравнениях.
  • Формула корней квадратного уравнения. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
  • Неравенства. Решение неравенства. Понятие о равносильных неравенствах.
  • Свойства числовых неравенств.
  • Система уравнений и неравенств. Решение системы.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула n-го члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии. Формула n-го члена и суммы первых n членов геометрической прогрессии.
  • Формулы приведения.
  • Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.
  • Синус и косинус суммы и разности двух аргументов (формулы).
  • Тригонометрические функции двойного и половинного аргумента.
  • Преобразование в произведение сумм sin( a )+sin( B); cos( a)+cos( B ) и произведений sin( a )cos( B ); sin( a )sin( B ); cos( a )cos( B ) в суммы.
  • Решение уравнений вида sin( x )=a, cos( x )=a, tg( x )=a .

Геометрия

  • Прямая, луч, отрезок, ломаная; длина отрезка. Угол, величина угла. Вертикальные и смежные углы. Окружность, круг. Параллельные прямые, признаки параллельности прямых.
  • Многоугольник, его вершины, стороны, диагонали.
  • Треугольник. Его медиана, биссектриса, высота. Виды треугольников. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
  • Свойства равнобедренного треугольника.
  • Сумма углов треугольника. Сумма внутренних углов выпуклого многоугольника.
  • Признаки равенства и подобия треугольников.
  • Свойства точек, равноудаленных от концов отрезка и от сторон угла.
  • Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник.
  • Теорема Пифагора.
  • Теоремы синусов и косинусов.
  • Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.
  • Признаки параллелограмма.
  • Окружность и круг. Центр, хорда, диаметр, радиус. Касательная к окружности. Дуга окружности. Сектор.
  • Измерение угла, вписанного в окружность, и центрального угла.
  • Формулы площади: треугольника, прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции.
  • Длина окружности и длина дуги окружности. Радианная мера угла. Площадь круга и площадь сектора.
  • Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
  • Векторы. Операции над векторами.
  • Плоскость. Параллельные и пересекающиеся плоскости.
  • Параллельность прямой и плоскости.
  • Угол между прямой и плоскостью. Перпендикуляр к плоскости.
  • Двухгранные углы. Линейный угол двухгранного угла. Перпендикулярность двух плоскостей.
  • Многогранники. Их вершины, ребра, грани, диагонали. Прямая и наклонная призмы; пирамида. Правильная призма и правильная пирамида. Параллелепипеды, их виды.
  • Фигуры вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. Центр, диаметр, радиус сферы и шара. Плоскость, касательная к сфере.
  • Формулы объема параллелепипеда, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара.
  • Формулы площади поверхности пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, сферы.

Абитуриент должен уметь

  • Производить арифметические действия над числами, заданными в виде десятичных и обыкновенных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений.
  • Проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.
  • Строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций.
  • Решать уравнения и неравенства первой и второй степени, уравнения и неравенства, приводящиеся к ним, решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени и приводящиеся к ним. Сюда, в частности, относятся простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.
  • Решать задачи на составление уравнений и систем уравнений.
  • Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости.
  • Использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии - при решении геометрических задач.
  • Выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций.

Человек и общество

  • Человек как продукт биологической и культурной эволюции.
  • Деятельность как способ бытия человека в мире. Виды деятельности: труд, игра, общение, познание. Деятельность, сознание, язык.
  • Личность как объект и субъект общественной жизни. Социализация личности. Проблема свободы и ответственности личности.
  • Межличностные отношения. Солидарность, лояльность, толерантность.
  • Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные модели общества. Общество и формация. Общество и цивилизация. Важнейшие институты общества.
  • Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Процессы глобализации в современном мире. Глобальные проблемы человечества.

Духовная жизнь общества

  • Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: национальная, народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура.
  • Искусство как способ познания мира. Формы и основные направления искусства. Искусство как эстетическая деятельность.
  • Наука. Специфика научного познания и его методы. Истина. Критерии истины. Конкретность истины. Образование и самообразование.
  • Религия как феномен культуры. Религиозные организации. Религиозные конфликты в современном мире. Свобода совести.
  • Мораль, ее категории.
  • Тенденции духовной жизни современной России.

Экономическая сфера жизни общества

  • Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Экономические институты.
  • Собственность и ее экономическое содержание. Формы собственности.
  • Общественное разделение труда. Рынок и его функции. Виды рынков.
  • Экономические функции и задачи государства. Государственное регулирование экономики. Государственный бюджет. Налоговая политика.
  • Уровень жизни. Прожиточный минимум.
  • Россия в условиях рыночной экономики.
  • Международное разделение труда и международная торговля. Международная финансовая система.

Социальная сфера

  • Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
  • Семья как социальный институт и малая группа.
  • Молодежь как социальная группа.
  • Этнические общности. Межнациональные отношения.
  • Социальные процессы в современной России

Политика

  • Власть, ее происхождение и виды. Политическая система.
  • Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат
  • Избирательные системы. Политические партии и движения. Местное самоуправление.
  • Основные черты гражданского общества. Правовое государство.
  • Политическая жизнь современной России

Право

  • Право в системе социальных норм. Конституция в иерархии нормативных актов. Основы Конституционного строя РФ.
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы.
  • Международные документы по правам человека.

Абитуриент должен знать

Морфология

  • соблюдать правила согласования и управления в словосочетаниях и предложениях;
  • пользоваться разными частями речи для выражения синонимичных значений;
  • правильно употреблять слова разных частей речи для связи предложений в тексте;
  • не допускать неоправданного повторения слов в тексте.

Орфография

  • Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе.
  • Слитно-раздельно-дефисные написания.
  • Прописные и строчные написания.

Синтаксис и пунктуация

  • Синтаксические единицы. Способы и средства синтаксической связи. Варианты согласования и управления. Знаки препинания и их назначение.
  • Простое предложение. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим.
  • Предложения двусоставные и односоставные. Особенности их употребления.
  • Предложения с обращениями и вводными словами.
  • Предложения с обособленными и уточняющими членами предложениями.
  • Простые и сложные предложения.
  • Синонимика сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.
  • Прямая и косвенная речь как синтаксические синонимы. Цитаты и знаки препинания при цитировании.
  • Знаки препинания в простом и сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, скобки.

Абитуриент должен знать и понимать

Культура речи

  • основные законы и направления развития современного русского литературного языка.
  • актуальные проблемы языковой культуры общества.
  • основы стилистической системы русского литературного языка.
  • характерные особенности научного и официально-делового функциональных стилей современного русского литературного языка.

Абитуриент должен уметь

Культура речи

  • наиболее целесообразно использовать языковые средства современного русского литературного языка в соответствии с содержанием, целью, условиями высказывания и сферой общения при построении речевых произведений различной стилевой направленности;
  • соблюдать орфоэпические, грамматические, лексические нормы современного русского языка;
  • выбирать оптимальные средства выражения данного содержания;
  • владеть навыками эффективной, соответствующей нормам и эстетически организованной устной и письменной монологической речи.

Механика

Кинематика

  • Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорости средняя и мгновенная. Ускорение. Равномерное и равнопеременное прямолинейное движения. Сложение скоростей.
  • Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движениях.
  • Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Движение тел, брошенных под углом к горизонту.
  • Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Основы динамики

  • Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Принцип относительности Галилея.
  • Масса. Сила. Сложение сил. Момент силы.
  • Второй закон Ньютона. Динамика поступательного и вращательного движений материальной точки. Условия равновесия тел. Центр тяжести и центр масс.
  • Третий закон Ньютона.
  • Силы упругости. Закон Гука. Силы трения, коэффициент трения скольжения.
  • Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Движение тела под действием силы тяжести. Движение искусственных спутников. Невесомость. Первая космическая скорость.

Законы сохранения в механике

  • Импульс тела. Импульс силы. Изменение импульса тела – результат действия импульса силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Понятие об упругом и неупругом соударениях.
  • Механическая работа. Мощности мгновенная и средняя. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии в механике. Принцип минимума потенциальной энергии.

Жидкости и газы

  • Давление. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Архимедова сила для жидкостей и газов. Условия плавания тел. Зависимость давления жидкости от скорости ее течения.

Молекулярная физика. Тепловые явления

  • Опытное обоснование основных положений молекулярно- кинетической теории. Масса и размер молекул. Число Авогадро.
  • Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температурная шкала. Скорость молекул газа. Постоянная Больцмана.
  • Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Универсальная газовая постоянная. Изотермический, изохорный и изобарный процессы и их графики
  • Внутренняя энергия идеального газа и реальных веществ. Количество теплоты. Теплоемкость. Удельная теплоемкость вещества. Работа в термодинамике. Закон сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики). Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов.
  • Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя и его максимальное значение.
  • Испарение, кипение и конденсация. Удельная теплота парообразования. Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха абсолютная и относительная.
  • Поверхностное натяжение жидкостей. Сила поверхностного натяжения. Смачивание. Капиллярные явления.
  • Кристаллические и аморфные тела. Удельная теплота плавления. Механические свойства твердых тел. Абсолютно упругая и абсолютно неупругая деформации.

Основы электродинамики

Электростатика

  • Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
  • Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии. Однородное электрическое поле. Электрическое поле точечного заряда, бесконечной пластины, двух параллельных бесконечных пластин, проводящего шара.
  • Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Поверхностная плотность заряда.
  • Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость.
  • Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Связь разности потенциалов и напряженности в однородном электрическом поле. Потенциал точечного заряда и проводящего шара.
  • Электроемкость проводящего шара и плоского конденсатора. Конденсаторы. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов.
  • Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

Законы постоянного тока

  • Электрический ток. Сила тока. Плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединения проводников.
  • Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока. КПД источника тока.
  • Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Понятие о плазме. Ток в вакууме. Электронная эмиссия. Диод. Электронно-лучевая трубка.
  • Полупроводники. Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

  • Магнитное взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Линии индукции. Однородное магнитное поле. Магнитные поля бесконечного проводника и кругового контура с током. Закон Ампера.
  • Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Ферромагнетизм.
  • Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля катушки с током.

Колебания и волны

Механические колебания и волны

  • Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Математический маятник. Период колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине.
  • Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
  • Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения.
  • Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона.

Электромагнитные колебания и волны

  • Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре.
  • Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
  • Трансформатор.
  • Электромагнитные волны. Скорость их распространения. Свойства электромагнитных волн. Излучение и прием электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Изобретение радио А.С. Поповым.

Оптика

  • Прямолинейное распространение света. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений в плоском зеркале и линзах. Формула линзы.
  • Когерентность. Интерференция света и ее применение в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Шкала электромагнитных волн.

Элементы теории относительности

  • Принцип относительности Эйнштейна. Скорость света в вакууме как предельная скорость передачи сигнала.
  • Связь между массой и энергией.

Квантовая физика

Световые кванты

  • Фотоэффект и его законы. Кванты света. Постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике.

Атом и атомное ядро

  • Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Непрерывный и линейчатый спектры. Спектральный анализ. Лазер.
  • Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Радиоактивность, альфа- и бета-частицы, гамма-излучение. Методы регистрации ионизирующих излучений.
  • Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Программа по химии состоит из двух разделов. В первом разделе представлены основные теоретические понятия химии, которыми должен владеть абитуриент с тем, чтобы уметь обосновывать химические и физические свойства веществ, перечисленных во втором разделе, посвященном элементам и их соединениям.

Экзаменационный билет может содержать до 10 заданий с дифференцированной оценкой, охватывающих все разделы программы для поступающих. На экзамене можно пользоваться микрокалькуляторами и справочными таблицами, такими как «Периодическая система химических элементов», «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», «Ряд стандартных электродных потенциалов».

Часть I. Основы теоретической химии

  • Предмет химии. Место химии в естествознании. Масса и энергия. Основные понятия химии. Вещество. Молекула. Атом. Электрон. Ион. Химический элемент. Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная масса. Моль. Молярная масса.
  • Химические превращения. Закон сохранения массы и энергии. Закон постоянства состава. Стехиометрия.
  • Строение атома. Атомное ядро. Изотопы. Стабильные и нестабильные ядра. Радиоактивные превращения, деление ядер и ядерный синтез. Уравнение радиоактивного распада. Период полураспада.
  • Двойственная природа электрона. Строение электронных оболочек атомов. Квантовые числа. Атомные орбитали. Электронные конфигурации атомов в основном и возбужденном состояниях, принцип Паули, правило Хунда.
  • Периодический закон Д.И.Менделеева и его обоснование с точки зрения электронного строения атомов. Периодическая система элементов.
  • Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая, водородная. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Энергия связи. Потенциал ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность. Полярность связи, индуктивный эффект. Кратные связи. Модель гибридизации орбиталей. Связь электронной структуры молекул с их геометрическим строением (на примере соединений элементов 2-го периода). Делокализация электронов в сопряженных системах, мезомерный эффект. Понятие о молекулярных орбиталях.
  • Валентность и степень окисления. Структурные формулы. Изомерия. Виды изомерии, структурная и пространственная изомерия.
  • Агрегатные состояния вещества и переходы между ними в зависимости от температуры и давления. Газы. Газовые законы. Уравнение Клайперона-Менделеева. Закон Авогадро, молярный объем. Жидкости. Ассоциация молекул в жидкостях. Твердые тела. Основные типы кристаллических решеток: кубические и гексагональные.
  • Классификация и номенклатура химических веществ. Индивидуальные вещества, смеси, растворы. Простые вещества, аллотропия. Металлы и неметаллы. Сложные вещества. Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Комплексные соединения. Основные классы органических веществ: углеводороды, галоген-, кислород- и азотосодержащие вещества. Карбо- и гетероциклы. Полимеры и макромолекулы.
  • Химические реакции и их классификация. Типы разрыва химических связей. Гомо- и гетеролитические реакции. Окислительно-восстановительные реакции.
  • Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования химических соединений. Закон Гесса и его следствия.
  • Скорость химической реакции. Представление о механизмах химических реакций. Элементарная стадия реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Зависимость скорости гомогенных реакций от концентрации (закон действующих масс). Константа скорости химической реакции, ее зависимость от температуры. Энергия активации.
  • Явление катализа. Катализаторы. Примеры каталитических процессов. Представление о механизмах гомогенного и гетерогенного катализа.
  • Обратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия, степень превращения. Смещение химического равновесия под действием температуры и давления (концентрации). Принцип Ле Шателье.
  • Дисперсные системы. Коллоидные системы. Растворы. Механизм образования растворов. Растворимость веществ и ее зависимость от температуры и природы растворителя. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля, молярная концентрация, объемная доля. Отличие физических свойств раствора от свойств растворителя. Твердые растворы. Сплавы.
  • Электролиты. Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Протонные кислоты, кислоты Льюиса. Амфотерность. Константа диссоциации. Степень диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей. Равновесие между ионами в растворе и твердой фазой. Произведение растворимости. Образование простейших комплексов в растворах. Координационное число. Константа устойчивости комплексов. Ионные уравнения реакций.
  • Окислительно-восстановительные реакции в растворах. Определение стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций. Стандартные потенциалы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Законы электролиза Фарадея.

Часть II. Элементы и их соединения

Неорганическая химия

Абитуриенты должны на основании Периодического закона давать сравнительную характеристику элементов в группах и периодах. Характеристика элементов включает: электронные конфигурации атома; возможные валентности и степени окисления элемента в соединениях; формы простых веществ и основные типы соединений, их физические и химические свойства, лабораторные и промышленные способы получения; распространенность элемента и его соединений в природе, практическое значение и области применения соединений. При описании химических свойств должны быть отражены реакции с участием неорганических и органических соединений (кислотно-основные и окислительно-восстановительные превращения), а также качественные реакции.

  • Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.
  • Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
  • Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
  • Сера. Сероводород, сульфиды, полисульфиды. Оксиды серы (IV) и (VI). Сернистая и серная кислоты и их соли. Эфиры серной кислоты. Тиосульфат натрия.
  • Азот. Аммиак, соли аммония, амиды металлов, нитриды. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли. Эфиры азотной кислоты.
  • Фосфор. Фосфин, фосфиды. Окисды фосфора (III) и (V). Галогениды фосфора. Орто-, мета- и дифосфорная кислоты. Ортофосфаты. Эфиры фосфорной кислоты.
  • Углерод. Изотопы углерода. Простейшие углеводороды: метан, этилен, ацетилен. Карбиды кальция, алюминия и железа. Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонилы переходных металлов. Угольная кислота и ее соли.
  • Кремний. Силан. Силицид магния. Оксид кремния (IV). Кремнивые кислоты, силикаты.
  • Бор. Трифторид бора. Орто- и тетраборная кислоты. Тетраборат натрия.
  • Благородные газы. Примеры соединений криптона и ксенона.
  • Щелочные металлы. Оксиды, пероксиды, гидроксиды и соли щелочных металлов.
  • Щелочноземельные металлы, бериллий, магний: их оксиды, гидроксиды и соли. Представление о магнийорганических соединениях (реактив Гриньяра).
  • Алюминий. Оксид, гидроксид и соли алюминия. Комплексные соединения алюминия. Представления об алюмосиликатах.
  • Медь, серебро. Оксиды меди (I) и (II), оксид серебра (I). Гидрооксид меди (II). Соли серебра и меди. Комплексные соединения серебра и меди.
  • Цинк, ртуть. Оксиды цинка и ртути. Гидроксид цинка и его соли.
  • Хром. Оксиды хрома (II), (III) и (VI). Гидрооксиды и соли хрома (II) и (III). Хроматы и дихроматы (VI). Комплексные соединения хрома (III).
  • Марганец. Оксиды марганца (II) и (IV). Гидрооксид и соли марганца (II). Манганат и перманганат калия.
  • Железо, кобальт, никель. Оксиды железа (II), (II)-(III) и (III). Гидроксиды и соли железа (II) и (III). Ферраты (III) и (VI). Комплексные соединения железа. Соли и комплексные соединения кобальта (II) и никеля (II).

Органическая химия

Характеристика каждого класса органических соединений включает: особенности электронного и пространственного строения соединений данного класса, закономерности изменения физических и химических свойств в гомологическом ряду, номенклатуру, виды изомерии, основные типы химических реакций и их механизмы. Характеристика конкретных соединений включает физические и химические свойства, лабораторные и промышленные способы получения, области применения. При описании химических свойств необходимо учитывать реакции с участием как радикала, так и функциональной группы.

  • Структурная теория как основа органической химии. Углеродный скелет. Функциональная группа. Гомологические ряды. Изомерия: структурная и пространственная. Представление об оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекуле. Классификация органических реакций по механизму и заряду активных частиц.
  • Алканы и циклоалканы. Конформеры.
  • Алкены и циклоалкены. Сопряженные диены.
  • Алкины. Кислотные свойства алкинов.
  • Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Стирол. Реакции ароматической системы и углеводородного радикала. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце (ориентанты I и II рода). Понятие о конденсированных ароматических углеводородах.
  • Галогенопроизводные углеводородов: алкил-, арил-, и винилгалогениды. Реакции замещения и отщепления.
  • Спирты простые и многоатомные. Первичные, вторичные и третичные спирты. Фенолы. Простые эфиры.
  • Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Предельные, непредельные и ароматические альдегиды. Понятие о кето-енольной таутомерии.
  • Карбоновые кислоты. Предельные, непредельные и ароматические кислоты. Моно- и дикарбоновые кислоты. Производные карбоновых кислот: соли, ангидриды, галогенангидриды, сложные эфиры, амиды. Жиры.
  • Нитросоединения: нитрометан, нитробензол.
  • Амины. Алифатические и ароматические амины. Первичные, вторичные и третичные амины. Основность аминов. Четвертичные аммониевые соли и основания.
  • Галогензамещенные кислоты. Оксикислоты: молочная, винная и салициловая кислоты. Аминокислоты: глицин, аланин, цистеин, серин, фенилаланин, тирозин, лизин, глутаминовая кислота. Пептиды. Представление о структуре белков.
  • Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза. Циклические формы моносахаридов. Понятие о пространственных изомерах углеводов. Дисахариды: целлобиоза, мальтоза, сахароза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза.
  • Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Представление о структуре нуклеиновых кислот.
  • Реакции полимеризации и поликонденсации. Отдельные типы высокомолекулярных соединений: полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид, политетрафторэтилен, каучуки, сополимеры, фенол-формальдегидные смолы, искусственные и синтетические волокна.

Требования к уровню подготовки

  • Знать назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • иметь представление о базовых принципах организации и функционирования компьютера и компьютерных сетей;
  • знать логическую символику и систему обозначений;
  • уметь вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
  • проводить обработку данных с помощью компьютера;
  • быть знакомым со способами поиска информации;
  • уметь использовать современных программные и аппаратные средства коммуникаций;
  • владеть нормами информационной этики и информационной безопасности, принципами обеспечения информационной безопасности;
  • знать свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции, основы программирования.

Раздел 1. Информация и информационные процессы

  • Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
  • Описание (информационная модель) реального объекта и процесса. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Математические модели, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы, в том числе физических, экономических и информационных процессов.
  • Системы счисления. Двоичное представление информации. Единицы измерения информации. Кодирование.
  • Основы логики. Логические высказывания, логические операции, истинность высказывания. Построение таблиц истинности логических выражений.

Раздел 2. Информационная деятельность человека

  • Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, образовательной. Информационные ресурсы, их структура. Образовательные информационные ресурсы.
  • Информационная этика и право, информационная и компьютерная безопасность. Компьютерные вирусы. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.

Раздел 3. Основные принципы работы компьютера

  • Архитектура компьютеров. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Основные устройства компьютера.
  • Виды программного обеспечения. Операционная система, основные функции. Файлы и каталоги (папки).
  • Компьютерные сети: локальные и глобальные компьютерные информационные сети, сеть Интернет. Принципы организации, основные понятия. Адресация в сети.

Раздел 4. Технологии создания и обработки текстовой информации

  • Текстовая информация, основные элементы, задачи обработки.
  • Создание компьютерного документа, редактирование и форматирование.
  • Текстовые редакторы, вспомогательные функции обработки текстовой информации.

Раздел 5. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

  • Графические и мультимедийные объекты, форматы хранения. Основные понятия и действия, ввод и обработка графических объектов.
  • Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование.
  • Создание и преобразование мультимедийных объектов. Создание презентаций.

Раздел 6. Технология обработки числовой информации

  • Использование электронных таблиц для представления и обработки числовой информации.
  • Обработка результатов математического эксперимента, экономических данных. Обработка числовой информации на примерах задач.

Раздел 7. Технологии поиска и хранения информации

  • Система управления базами данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: библиотечные, экономические, кадровые.
  • Поисковые системы в компьютерных сетях и библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных.
  • Использование инструментов поисковых систем для формирования запросов.

Раздел 8. Телекоммуникационные технологии

  • Средства телекоммуникационных технологий, электронная почта, телеконференции, форумы. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.
  • Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.

Раздел 9. Основы алгоритмизации и программирования

  • Понятие алгоритма. Построение алгоритмов.
  • Язык программирования. Типы данных. Основные конструкции языка программирования.
  • Массивы (таблицы) как способ представления информации.
  • Разбиение задачи на подзадачи.

Требования к уровню подготовки

Раздел 1. Информация и информационные процессы

  • Знать назначение, принципы организации и области использования основных технических и программных средств компьютерных систем, информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • знать назначение, принципы организации и области использования основных технических и программных средств компьютерных систем, информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • знать общепринятую математичзнать назначение, принципы организации и области использования основных технических и программных средств компьютерных систем, информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;скую символику и систему обозначений;
  • уметь вычислять логическое значение сложного высказывания по значениям элементарных высказываний;
  • знать свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции, основы и языки программирования;
  • уметь разрабатывать программный код для обработки данных элементарного вида.

Раздел 2. Математические основы информационных и компьютерных технологий
Системы счисления для представления данных при использовании компьютерных технологий. Представление информации в системах счисления с разными основаниями. Единицы измерения информации. Основы кодирования.

Раздел 3. Логические основы информационных и компьютерных технологий
Основы логики. Логические высказывания, логические операции, истинность высказывания. Построение таблиц истинности логических выражений. Основные логические законы.

Раздел 4. Основные принципы работы компьютерных систем
Архитектура компьютеров. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Основные устройства компьютера.
Виды программного обеспечения. Операционная система.
Компьютерные сети. Принципы организации, основные понятия. Адресация в сети.

Раздел 5. Технология обработки информации разного вида
Использование электронных таблиц для представления и обработки числовой информации. Обработка результатов математического эксперимента, экономических данных. Обработка информации разного вида на примерах задач.

Раздел 6. Основы алгоритмизации и программирования
Понятие алгоритма. Построение и виды алгоритмов.
Язык программирования. Типы и представление данных в программе. Основные конструкции языка программирования.
Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Разбиение задачи на подзадачи.

Требования к уровню подготовки

На экзамене по «Основам математических методов в технических науках» абитуриент должен показать уверенное владение знаниями и навыками, предусмотренными программой, умение применять их при решении задач.

Программа состоит из двух разделов. Первый из них представляет собой перечень основных понятий и фактов, которыми должен владеть поступающий. Во втором разделе перечислены основные умения и навыки, которыми должен владеть экзаменуемый.

Абитуриент должен знать:

Арифметика, алгебра и начала анализа

  1. Натуральные (N), целые (Z), рациональные (Q) и действительные (вещественные (R)) числа, их представление в виде десятичных дробей.
  2. Изображение чисел на прямой. Модуль действительного числа, его геометрический смысл.
  3. Степень с натуральным и рациональным показателем. Арифметический корень.
  4. Логарифмы, их свойства.
  5. Понятие функции. Способы задания функции. Область определения, множество значений функции. Функция, обратная данной.
  6. График функции. Возрастание и убывание функции; периодичность, четность и нечетность.
  7. Определение и основные свойства функции: линейной, квадратичной y=ax2+bx+c, степенной y=axα (α∈R), y=kx, показательной y=ax, a > 0, логарифмической, тригонометрических функций (y=sin x; y=cos x; y= tg x ).
  8. Формула корней квадратного уравнения. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
  9. Неравенства. Решение неравенства. Понятие о равносильных неравенствах.
  10. Свойства числовых неравенств.
  11. Система уравнений и неравенств. Решение системы.
  12. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий.
  13. Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.
  14. Тригонометрические функции двойного и половинного аргумента.
  15. Синус и косинус суммы и разности двух аргументов (формулы).
  16. Преобразование в произведение сумм sin(α)+sin(β); cos(α)+cos(β) и произведений sin(α)cos(β); sin(α)sin(β); cos(α)cos(β); в суммы.
  17. Решение уравнений вида sin(x=)a, cos(x)=a; tg(x)=a.

Геометрия

  1. Прямая, луч, отрезок; длина отрезка. Угол, величина угла. Параллельные прямые, признаки параллельности прямых.
  2. Треугольник. Его медиана, биссектриса, высота. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
  3. Признаки равенства и подобия треугольников.
  4. Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник.
  5. Теорема Пифагора.
  6. Теоремы синусов и косинусов.
  7. Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.
  8. Окружность и круг. Центр, хорда, диаметр, радиус. Дуга окружности. Сектор. Измерение угла, вписанного в окружность, и центрального угла.
  9. Формулы площади: треугольника, прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции.
  10. Длина окружности и длина дуги окружности. Радианная мера угла. Площадь круга и площадь сектора.
  11. Векторы. Операции над векторами.
  12. Плоскость. Параллельные и пересекающиеся плоскости.
  13. Формулы объема параллелепипеда, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара.

Абитуриент должен уметь:

  1. Производить арифметические действия над числами, заданными в виде десятичных и обыкновенных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений.
  2. Проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.
  3. Строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций.
  4. Решать уравнения и неравенства первой и второй степени, уравнения и неравенства, приводящиеся к ним, решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени и приводящиеся к ним.
  5. Решать задачи на составление уравнений и систем уравнений.
  6. Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости.
  7. Использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии – при решении геометрических задач.
  8. Выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций.

Раздел 1. Подготовка технических документов и соответствующих образцов продукции для предоставления в испытательные лаборатории для проведения процедуры подтверждения соответствия

Тема 1.1. Стандартизация как инструмент технического регулирования.

Тема 1.2. Подтверждение соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления

Тема 1.3. Схемы подтверждения соответствия.

Тема 1.4. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия.

Раздел 2. Оформление документации на соответствие продукции (услуг) в соответствии с установленными правилами регламентов, норм, правил, технических условий

Тема 2.1. Органы и службы стандартизации.

Тема 2.2. Порядок разработки и применения технических регламентов.

Тема 2.3. Порядок разработки и применения технических условий.

Тема 2.4. Порядок разработки и применения правил.

Тема 2.5. Порядок разработки и применения национальных стандартов.

Тема 2.6. Основные направления развития стандартизации.

Раздел 3. Проведение учета и оформление отчетности о деятельности организации по подтверждению соответствия продукции (услуг)

Тема 3.1. Оформление документации по подтверждению соответствия продукции (услуг).

Тема 3.2. Организация проведения работ по подтверждению соответствия продукции (услуг).

Тема 3.3. Разработка элементов системы документооборота.

Тема 3.4. Аккредитация органов по сертификации испытательных лабораторий.

Тема 3.5. Международная деятельность по подтверждению соответствия продукции (услуг).

Раздел 4. Разработка стандартов организации, технических условий на выпускаемую продукцию

Тема 4.1. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов.

Тема 4.2. Стандарты организации.

Тема 4.3. Технология разработки стандартов организаций.

Тема 4.4. Технические условия. Технология разработки.

Раздел 1. Оценивание качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий

Тема 1.1. Оценка качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий.

Тема 1.2. Методы и средства технического контроля и испытаний готовой продукции.

Тема 1.3. Оценка технического состояния оборудования, оснастки, инструмента.

Тема 1.4. Оценка технического состояния средств измерения и сроков их поверки.

Раздел 2. Определение технического состояния средств измерений, оборудования, сроков проведения их поверки на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий

Тема 2.1. Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы качества продукции.

Тема 2.2. Метрологические характеристики средств измерений.

Тема 2.3. Определение технического состояния оборудования, оснастки, инструмента.

Раздел 3. Осуществление мониторинга соблюдения основных параметров технологических процессов на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий

Тема 3.1. Основные параметры технологического процесса.

Тема 3.2. Технико-экономические характеристики технологического процесса.

Тема 3.3. Анализ технологических процессов посредством статистических методов контроля.

Раздел 4. Оценивание соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки требованиям нормативных документов и технических условий

Тема 4.1. Оценка соответствия готовой продукции требованиям нормативно-технической документации.

Тема 4.2. Оценивание соответствия условий хранения и транспортировки готовой продукции требованиям нормативных документов и технических условий.

1. Электростатика

Электрический заряд. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии. Электрическое поле точечного заряда, проводящего шара, равномерно заряженной плоскости. Принцип суперпозиции полей.
Работа в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Потенциал поля точечного заряда и проводящего шара. Разность потенциалов. Связь разности потенциалов и напряженности в однородном электрическом поле.
Электроемкость. Электроемкость проводящего шара. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов.
Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

2. Постоянный электрический ток

Электрический ток. Условия возникновения и существования электрического тока. Сила тока. Плотность тока. Электрический ток в металлах. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Зависимость сопротивления проводника от его размеров и материала. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание. Последовательное и параллельное соединение элементов в батарею.
Работа и мощность постоянного тока. КПД источника тока. Закон Джоуля-Ленца.
Электрический ток в вакууме. Электронная эмиссия. Электронно-лучевая трубка.

3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция

Магнитное взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Линии индукции. Магнитное поле бесконечно длинного прямолинейного проводника. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.
Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца.
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля катушки с током.

ЦЕЛЬ, ФОРМА И ОЦЕНКА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Целью вступительного испытания является оценка уровня подготовки поступающего с учетом профессиональных стандартов и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Поступающий должен уметь:

  1. применять систему знаний об основных лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации английского языка;
  2. понимать устные и письменные тексты на английском языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения;
  3. ориентироваться в разговорных типовых ситуациях, профессиональных ситуациях, реалиях жизни в англоязычных странах;
  4. анализировать и систематизировать информацию, полученную из текста на английском языке;
  5. делать адекватный ситуации выбор грамматических и лексических средства выражения.

Раздел 1. Практическая грамматика

Тема 1.1. Видовременные формы глагола активного и пассивного залогов.

Видовременные формы глагола активного и пассивного залогов; правила их употребления в конкретной коммуникативной ситуации. Особенности употребления некоторых глаголов в форме страдательного залога в современном английском языке по сравнению с русским языком.

Тема 1.2. Согласование времён. Прямая и косвенная речь.

Правила согласования времён. Правила изменения прямой речи в косвенную. Вопросы в косвенной речи. Повелительные предложения в косвенной речи.

Тема 1.3. Наклонение.

Формы и функции повелительного, изъявительного и сослагательного наклонений.

Тема 1.4. Модальные глаголы.

Модальные глаголы и их заменители can, could, be able to; may, might, be allowed to; must, have to, be to; should, ought to; shall, will, need, dare. Функционирование модальных глаголов.

Тема 1.5. Имя существительное.

Категория числа. Множественное число, особые формы множественного числа. Категория падежа. Притяжательный падеж. Предложный эквивалент (of-phrase) притяжательного падежа.

Тема 1.6. Артикль.

Виды артикля и основные правила употребления определенного, неопределенного и нулевого артиклей. Употребление артикля с нарицательными существительными, называющими класс предметов, вещество или абстрактное понятие. Артикль для обозначения предметов, единственных в своем роде. Употребление артикля перед именами собственными. Артикль в устойчивых выражениях. Артикль в сопоставлении с другими определителями имен существительных.

Тема 1.7. Имя прилагательное. Наречие.

Формы образования прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Сравнительные конструкции: “the … the”, “as … as”, “not so/as … as”. Смысловые группы наречий. Способы образования (структура) наречий и их место в предложении.

Тема 1.8. Местоимение.

Классификация. Особые случаи употребления возвратных местоимений. Определительные и отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Местоимение one. Основные случаи употребления количественных местоимений.

Тема 1.9. Неличные формы глагола. Инфинитив.

Общая характеристика неличных форм глагола. Видовременные и залоговые формы инфинитива, герундия, причастия.

Раздел 2. Лексика

Тема 2.1. Внешний вид, описание характера, личностные качества.

Тема 2.2. Образование, выбор профессии.

Тема 2.3. Наука и технологии.

Тема 2.4. Виды и особенности профессиональной деятельности.

Тема 2.5. Различные виды досуга, спортивной деятельности и хобби.

Тема 2.6. Проблемы окружающего мира, экология.

Тема 2.7. Выдающиеся деятели мировой культуры и науки.

Тема 2.8. Культурные особенности англоговорящих стран.

Раздел 3. Работа с профессионально-ориентированными текстами

  1. умение работать с профессиональной литературой, то есть владение ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  2. аналитическое чтение: чтение оригинальных текстов различного типа, тематически связанных с профессиональной сферой, с целью восприятия общего смысла и с целью выделения детальной информации;
  3. лексический и грамматический анализ текста.

Литература

  1. Dooley J., Evans V. Grammarway 4. English Grammar Book. London, Express Publishing, 1999.
  2. Бортникова Т.Г. Деловая корреспонденция на английском языке. Business Correspondance in English: учебное пособие / Т.Г. Бортникова, И.Е. Ильина, С.А. Лычаная. - Москва : Флинта, 2022.
  3. Дроздова Т.Ю. English Grammar. Reference and Practice. СПб.: Антология, 2007, Version 2.0, 2012.

ЦЕЛЬ, ФОРМА И ОЦЕНКА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Целью вступительного испытания является оценка уровня подготовки поступающего с учетом профессиональных образовательных стандартов и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего, среднего профессионального и высшего образования.

Поступающий должен уметь:

  1. применять систему знаний об основных событиях и этапах развития истории России для оценки ее положения и задач в современном мире;
  2. понимать устные и письменные тексты исторического профиля, знать основные понятия и термины в рамках школьной программы;
  3. анализировать и оценивать степень достоверности текущей информации исторического профиля, полученную из материалов СМИ.

Вступительное испытание проводится в форме теста.

Вступительное испытание оценивается по 100 бальной шкале. Минимальное количество баллов для направления Реклама и связи с общественностью составляет 55, для направления Лингвистика 60.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Введение. История как наука

Сущность, формы, функции исторического знания. Место истории в системе наук. Методы изучения истории. Методология и теория исторической науки. Понятие, классификация, анализ исторического источника.

Древняя Русь

Происхождение и расселение славян. Разложение первобытнообщинного строя, возникновение классового общества и государства у восточных славян. Влияние варягов. Киевская Русь: экономика, общественный строй, идеология, религия. Принятие христианства. «Русская правда». Внешняя политика Древнерусского государства. Культура Киевской Руси.

Образование самостоятельных княжеств на территории Древней Руси. Феодальная междоусобица. Нашествие татаро-монголов. Немецкая, шведская, польская и литовская экспансия и ее результаты.

Московская Русь

Объединение русских земель вокруг Москвы. Политика московских князей. Иван Калита. Дмитрий Донской. Иван III. Свержение монголо-татарского ига. Социально-экономическое и политическое развитие Московской Руси XIII–XVI вв. Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного. «Смутное время» в России и утверждение династии Романовых. Основные черты социально-экономического и политического развития России в XVII в.

Культура Московской Руси XIV–XVII вв.

Российская империя в эпоху феодализма

Россия в начале XVIII в. Предпосылки петровских преобразований. Внешняя политика Петра I. Северная война и ее итоги. Социально-экономическая политика правительства. Реформа государственного устройства.

Эпоха дворцовых переворотов. Россия в эпоху Екатерины II. Внешняя и внутренняя политика «просвещенного абсолютизма». Восстание под предводительством Е. Пугачева. Русско-турецкие войны. Культура России XVIII в.

Внешняя и внутренняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Тайные общества и их программы. Восстание 14 декабря 1825 г.

Внешняя и внутренняя политика Николая I. Войны с Турцией и Персией. Завоевание Кавказа. Польское восстание. Экономическая политика правительства. Крестьянский вопрос. Социально-экономическое развитие России в первую половину XIX в.

Общественная мысль и культура России первой половины XIX в.

Крымская война I853-I856 гг. Причины поражения России.

Россия в эпоху капитализма

Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян. Либеральные реформы 1860–70-х гг.: земская, городская, военная, судебная. Основные итоги социально-экономического развития России во второй половине XIX в. Общественно-политические течения и организации в России во второй половине XIX в. Внешняя политика Александра II. Александр III.

Культура России второй половины XIX в.

Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX–XX вв. Причины, основные события и результаты революции I905-I907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы первого и второго созывов. Причины роспуска. Третьеиюньский переворот. Новый избирательный закон. Реформы П. Столыпина и их результаты.

Внешняя политика России в начале ХХ в. Русско-японская война и ее итоги. Международные кризисы начала XX века.

Социально-экономическое развитие России накануне мировой войны.

Россия в период первой мировой войны. Основные события на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Влияние войны на экономику и социально-политическую ситуацию в России. Февральская революция. Отречение царя.

Революционный 1917 год: от Февраля к Октябрю. Три кризиса. Корниловщина. Второй съезд Советов. Причины победы большевиков.

Страна Советов в межвоенный период: 1918-1939

Первые шаги Советского правительства. Решение аграрного вопроса. Рабочий контроль. Создание органов новой власти. Роспуск Учредительного собрания. III съезд Советов. Брестский мир. Конституция 1918 г.

Причины, основные этапы и события гражданской войны в России. Программа белого движения. Сущность и формы политики «военного коммунизма». Итоги и уроки гражданской войны.

Образование СССР. Национально-территориальные преобразования в СССР в 1920–30-е гг.

Причины перехода к новой экономической политике в 1921 г. Сущность и основные формы нэпа. Причины свертывания нэпа в конце 20-х гг. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 20-е гг. Причины победы Сталина.

Форсированная индустриализация страны: причины, методы. Хлебозаготовительный кризис 1928 г. и методы его преодоления. Насильственная коллективизация крестьянских хозяйств. Политика раскулачивания. Результаты и уроки насильственной коллективизации. Итоги первых пятилеток.

Массовые репрессии в стране в 1930-е гг.

Культурное строительство в СССР в 1920–30-е гг.

Внешняя политика СССР в 1920-30-е гг.

СССР в период Второй мировой войны

Советско-германские договоры и внешняя политика Советского правительства в начальный период второй мировой войны. Присоединение западных земель Белоруссии и Украины. Советско-финская война. Присоединение прибалтийских республик. Внутренняя политика правительства СССР в 1939-41 гг.

Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины и последствия поражений Красной Армии в первый период войны. Значение битвы под Москвой. Перестройка жизни страны на военный лад. Создание антигитлеровской коалиции.

Сталинградская битва и ее значение. Курское сражение. Восстановление границы СССР. Освобождение стран Восточной Европы. Сражение за Берлин. Конференции стран антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Война с Японией. Итоги второй мировой войны. Причины и источники победы советского народа в борьбе против германского фашизма.

СССР в послевлоенный период: 1946-1991

Трудности восстановительного периода. Положение в сельском хозяйстве. Наука. Культура. «Холодная война». Смерть Сталина.

Изменения в политическом руководстве страны. Сентябрь 1953 года: курс на подъем сельского хозяйства. Освоение целины. XX съезд КПСС и его значение. Экономическое, социальное и политическое развитие общества в конце 50-х – начале 60-х гг. Переход к территориальным принципам управления. Усиление волюнтаризма в деятельности Н. С. Хрущева и его смещение.

Внешняя политика Н. С. Хрущева: курс на ослабление напряженности и его противоречия. Венгерский, Суэцкий и Карибский кризисы.

Эпоха Л.И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 г. Противоречия социально-экономического развития страны в 70-е гг. Внешняя политика СССР во второй половине 60-х гг. – начале 1980-х гг.

«Перестройка». Внутренняя политика М.С. Горбачева: замысел и итоги. Внешняя политика М. С. Горбачева: новое мышление.

Август 1991 г. Демонтаж СССР.

Постсоветская Россия

Внутренняя и внешняя политика Б.Н. Ельцина. Радикальные экономические реформы. Массовая приватизация. Рост социального неравенства в стране. Президент против парламента: трагические события осени 1993 г. Принятие новой Конституции России. Президентские выборы 1996 г. Социально-экономическая ситуация в стране в 1996-1999 гг.

Президентские выборы 2000 г. Внутренняя политика президента В. В. Путина. Внешняя политика президента В. В. Путина. Возвращение Крыма. Проблема Донбасса и других областей исторической Новороссии.

Литература

  1. Панова Л. Н., Матвеева А. М., Чураков Д. О. и др. История России XX – начала XXI века. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для среднего проф. Образования. М.: Юрайт, 2020. 312 с.
  2. Карпачев С. П. История России. 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 249 с.